О СКРОМНОМ ПАКЕТЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО
К хорошему быстро привыкаешь. Сейчас, собираясь в магазин, мы и не задумываемся куда будем складывать покупки — в любой торговой точке для этих целей имеются полиэтиленовые пакеты. А как было раньше? Вспоминаю, как выходила за продуктами моя бабушка: большая хозяйственная сумка, в ней пара авосек, банка для сметаны, сетка для яиц, десяток целлофановых пакетов (под творог, масло, хлеб)… А по возвращении покупки разбирали, упаковку мыли и убирали в шкафчик до следующего «похода».
Все изменилось практически за последние 10–15 лет: авоськи, сетки, бидоны ушли в прошлое, на смену им пришли потребительские пакеты, термоформованные контейнеры и ПЭТ-бутылки. Мы вступили в эпоху пластиковой упаковки, и полиэтиленовые пакеты, как один из самых универсальных ее видов, занимают в нашей жизни далеко не последнее место. Ежедневно мы пользуемся пакетами — складываем и храним в них различные товары и продукты, переносим различные предметы, находим им множество других применений в хозяйстве и быту.
Пластик или бумага?
Широкому распространению полиэтиленового пакета среди потребителей способствовал целый ряд его уникальных свойств: пакет весом в несколько граммов может выдержать нагрузку до 10 кг (а некоторые и более), водонепроницаемость гарантирует надежную защиту от протекания, и, наконец, он имеет чрезвычайно низкую стоимость. Производителю также выгодно выпускать такой продукт. По сравнению с выпуском бумажных пакетов, при производстве полиэтиленовых расходуется меньше электроэнергии и воды, образуется на 80% меньше твердых отходов. Вложения в оборудование существенно меньше, что делает доступным производство для малого и среднего бизнеса. На сравнительно небольшом предприятии можно из гранулированного сырья получать пленку, наносить на нее изображение и формировать пакеты, готовые к реализации. Считается, что пластиковым пакетам требуется почти в 10 раз меньше места на полигонах (местах захоронения), чем бумажным, хотя, с другой стороны, всем известно, что время разложения полимера в сотни раз больше, чем время, необходимое для разложения бумаги. Впрочем, все равно, большинство из них на полигоны так и не попадает. Теперь мы все чаще встречаем эти самые пакеты летающими во дворах наших домов, использованные пакеты цепляются за деревья, забивают водостоки, канализацию, плавают в прудах и сплавляются по рекам. Подсчитано, что в настоящее время населением планеты в год потребляется до 1 трлн полиэтиленовых пакетов. Почти 80% потребления приходится на Западную Европу и США. Сейчас во многих странах в связи со сложностями утилизации принимаются усиленные меры по сокращению объемов потребления такой продукции. Некоторые государства, в число которых входят Австралия, Бангладеш, Ирландия, Италия, Тайвань и Китай, заботясь о чистоте окружающей среды, наложили запрет на применение полиэтиленовых пакетов либо приняли меры, препятствующие их распространению. Так кто же он такой, этот полиэтиленовый пакет?
Друг он нам или враг?
Несколько фактов из истории полиэтиленовых пакетов. Наш хороший знакомый, фасовочный пакет, впервые появился в США в 1957 г. и был предназначен для упаковки хлеба, сэндвичей, фруктов и овощей. К 1966 г. в такой пакет фасовалось около 30% хлебобулочных изделий, производимых на территории этой страны. Первая в мире автоматическая машина для формирования пакетов с боковыми швами Flyswatter была разработана компанией Simplex, которая входила в то время вместе с Hudson-Sharp в FMC Corporation (США). Впоследствии модель была доработана, и в 1962 г., благодаря совместным усилиям Simplex и FMC Converting появилась первая пакетосварочная машина с накопителем. В 70-х гг. в крупнейших торговых центрах в продаже появляются полиэтиленовые пакеты с ручкой. К 1973 г. объем производства пакетов в Западной Европе составил 11,5 млн штук. Пакеты типа «майка» впервые появились в сетях розничной торговли в 1982 г., когда американские супермаркеты Kroger и Safeway отдали им предпочтение, отказавшись от бумажных пакетов. Уже к 1996 г. на пять произведенных в мире потребительских пакетов приходилось четыре полиэтиленовых. К 2002 г. суммарный общемировой объем выпуска полиэтиленовых пакетов исчислялся в диапазоне от 4 до 5 трлн штук в год.
В новом тысячелетии для полиэтиленовых пакетов начались тяжелые времена. К концу 90-х гг. они получили такое широкое распространение, что многие страны, чтобы «не зарасти» мусором, были вынуждены сократить их выпуск и потребление. В 2002 г. в Ирландии, где ежегодно потреблялось 1,2 млрд пакетов, был введен 15-центовый налог на эту продукцию, благодаря чему потребление пакетов снизилось на 90%. Впоследствии различные административные меры, направленные против чрезмерного использования пакетов, стали применяться и в других странах, таких как Шотландия, Бангладеш, Тайвань, Индия и Китай. Первая в мире свободная от полиэтиленовых пакетов зона (plastic bag-free) появилась в январе 2004 г. Это остров Kangaroo в Австралии — здесь власти запретили использование полиэтиленовых пакетов.
Но, несмотря на усиливающиеся меры по борьбе с пластиковыми пакетами, производители этой продукции, по объективным причинам, не хотят оставлять этот прибыльный рынок. Полимерная упаковка имеет ряд значительных преимуществ перед бумажной. Основным же ее недостатком является длительный период разложения. Поэтому перед специалистами, стремящимися отстоять этот рынок, встала проблема создать полимерную упаковку, обладающую всеми полезными свойствами полиэтиленовых пакетов, но с коротким периодом разложения и без ущерба окружающей среде. Задача оказалась сложной, но вполне выполнимой. Уже осенью 2004 г. в Великобритании упаковочной компанией Co-Оp были запущены на рынок первые в мире биоразлагаемые пакеты для хлеба. Новый материал, из которого производятся пакеты, в течение четырех лет полностью разлагается на углекислый газ и воду.
Рейтинг «самых-самых»
Во всем мире основными видами потребительских пакетов, изготавливаемых из полиэтилена, являются фасовочные, пакеты типа «майка», пакеты с прорубной и петлевой ручкой. Ниже я поместила их подробные описания, последовательно расставив их с учетом объемов выпуска и потребления, начиная с самых распространенных. Легкий, прозрачный фасовочный пакет, или «фасовка», как его называют производители, изготавливается из полиэтилена низкой (ПВД) или высокой (ПНД) плотности. Основные функции такого пакета — защитная, то есть предохранение продукта от влаги и загрязнений, и разделительная (фасовочная). Размеры «фасовки» невелики, от нее не требуется особой прочности. От толщины стенок такого пакета напрямую зависит расход сырья и, как следствие, его стоимость, поэтому производитель стремится к выпуску максимально тонких пакетов. Заказчику тоже выгоднее покупать тонкий упаковочный материал — таким образом экономится место на складе. Непревзойденными лидерами по производству самой тонкой «фасовки» толщиной в 5 мкм являются страны Юго-Восточной Азии и Китай. Пакеты-майки (T-shirt bags) преимущественно изготавливаются из ПНД, к ним часто применяется термин «шуршащие», хотя за последнее время все чаще встречаются «маечки» из гладкого ПВД. Свое название они получили за характерное строение ручек. Несмотря на то, что эти полиэтиленовые пакеты пришли на рынок самыми последними, они надежно закрепили свои позиции в супермаркетах и торговых точках. Производство «маечек», так же как и «фасовки» не является сложным процессом и вполне доступно для малого бизнеса. Зачастую, в производственный цикл, помимо экструзии и пакетосварки, добавляется еще одна операция — нанесение печати.Наиболее сложным считается производство потребительских пакетов с прорубной и петлевой ручкой. Раньше такие пакеты делали только из ПВД, сейчас диапазон материалов стал намного шире: полиэтилен высокой плотности, линейный полиэтилен низкой плотности, полиэтилен средней плотности, ламинаты. Ручки пакетов имеют несколько модификаций. Прорубные ручки бывают укрепленные (сварная, клеевая) и неукрепленные. Петлевые — делятся на приварную (soft loop) и ручку c клипсой (clip loop). Подробнее об их производстве — в следующей главе.
Мы - носители рекламы
Задумывались ли Вы, что проходя по улице с пакетами в руках, мы становимся носителями, а точнее — «переносчиками» рекламы? Лично я никогда не покупаю пакеты с рекламой (особенно часто в последнее время на пакетах встречается реклама сигарет или пива, запрещенная к показу на ТВ). Мне не нравится, что меня за мои же деньги пытаются сделать рекламным щитом. Если дают бесплатно — другое дело, хотя, конечно, это не так (это своеобразная плата за работу рекламным агентом). Так уж сложилось, что за последнее время основным назначением пакетов с прорубной и петлевой ручкой стало выполнение маркетинговой функции. По прочности такие пакеты намного уступают пакетам-майкам, тем не менее, их выпуск год от года растет. Их популярность связана, прежде всего, с возможностью размещения на них высококачественного изображения. Заказчики размещают на них свою рекламу и используют в качестве представительской продукции компании. Сохранились и «серийные» пакеты этого типа, с нейтральными изображениями, чаще всего они импортируются из той же Юго-Восточной Азии, и у нас их можно встретить на рынках. Спрос на такую продукцию остается стабильным.
Основа - качество
Если для производства «фасовки» и «майки» у нас в стране чаще всего используется недорогое отечественное или, скажем, китайское оборудование, вложения в которое начинаются от 60 тыс. долл. (экструдер и пакетосварочный агрегат), то в производстве высококачественных «рекламных» пакетов стоимость производственных мощностей может исчисляться в миллионах долларов. Грамотно организованное производство таких пакетов имеет в наличии высокопроизводительный экструдер, не менее двух флексографских печатных машин, пакетосварочные агрегаты. Лидерами по поставке такого оборудования считаются производители из Германии и Италии. Основная задача при изготовлении пакетов с прорубной и петлевой ручкой — соблюдение высоких стандартов качества на всех этапах производства. В пленке, получаемой из гранулированного полиэтилена методом экструзии, не допускается разнотолщинность и наличие посторонних частиц, это необходимо для исключения дефектов печати. Уровень качества самой печатной машины также должен быть высокий. Для этих целей чаще всего используются машины с шириной печатного цилиндра 1200 мм, что соответствует «раскрою» стандартного пакета. Количество используемых красок обычно варьируется от 6 до 8, при печати недопустимо несовмещение, полошение, использование некачественных печатных форм. Ошибки при печати могут привести к неудовлетворительным результатам при формировании пакета. Качество сварного шва зависит от многих причин — термосвариваемости материала, температуры сварки и пр. Попадание зоны печати в боковой шов пакета может не только неблагоприятно повлиять на его качество, но и нанести ущерб пакетосварочному оборудованию. Важную роль играет качество сварки/укрепления ручки. Ручка должна быть прочной, выдерживать определенную нагрузку и не портить внешний вид пакета. Обычно на предприятиях применяются различные методы тестирования прочности ручки и швов. Средний тираж пакетов с прорубной и петлевой ручкой составляет 10–15 тыс. штук, хотя на современном оборудовании можно без труда получить несколько миллионов одинаковых пакетов. Не могу оставить без внимания и другой метод изготовления рекламных пакетов, широко распространенный в нашей стране. Он не требует больших затрат. Все, что нужно для его производства,— шелкотрафаретный станок или просто трафаретная сетка в рамке. Технология получения такого пакета проста — покупается готовый пакет без изображения, на него накладывается сетка и наносится рисунок. Количество красок обычно не превышает трех, возможный тираж — от 1 шт.
Покупаем или делаем сами?
До 1998 г. львиная доля полиэтиленовых презентационных пакетов импортировалась в Россию из-за рубежа, в основном из Турции, Германии, Италии. Не отставала и «серийка», которая шла к нам из Китая, Тайваня и прочих стран Юго-Восточной Азии. С приходом нового тысячелетия ситуация стала меняться. В первую очередь импортную продукцию стали вытеснять «майки» и фасовочные пакеты отечественного производства. И это не удивительно, учитывая сравнительно небольшие объемы первоначальных капиталовложений. С пакетами с прорубной ручкой ситуация складывалась сложнее. Нельзя сказать, что подобные пакеты были новинкой для нашей страны, их делали еще в СССР, а некоторые предприятия работают и по сей день. Несмотря на то, что пакеты, выпускавшиеся в нашей стране, никак не могли конкурировать по качеству с импортными, спрос на них был высок. В большой степени потому, что он значительно превышал предложение. Мне кажется, основная проблема, тормозившая появление наших, отечественных высококачественных пакетов, крылась в попытке организации их производства на базе старых мощностей. Это было вызвано, в первую очередь, ограниченностью средств. Основная сложность на таком производстве таилась не в получении пленки и нанесении печати, а в непосредственном формировании пакета с донной складкой и прорубной ручкой. Оборудование для этих операций выпускалось лишь несколькими европейскими производителями и стоило очень дорого. Из ситуации выходили различными способами, к примеру, закупались китайские пневматические прессы, вырубающие ручку из кипы полуфабрикатов. Такая ручка не укреплялась, поэтому, для того чтобы готовый пакет смог выдержать нагрузку, толщина его стенок доходила до 100 мкм и более. Сама пленка, ввиду большой разнотолщинности, да и качество печати оставляли желать лучшего.
Только с открытием новых производств, организованных «с нуля», на нашем рынке стали появляется качественные пакеты, способные конкурировать с импортной продукцией.